⚡️⚡️⚡️ EARLY BIRDS КУРС ⚡️⚡️⚡️ «КАК СОСТАВИТЬ РАБОТАЮЩИЙ КОНТЕНТ-ПЛАН»
Этот сайт использует куки. Без них никак. Подробнее…
ок

Как сделать сайт удобным для посетителя: чек-лист юзабилити

Рассказываем о фишках, которые покажут вашу любовь к посетителям сайта и сделают ее взаимной.
дизайн
контент
Чек-лист юзабилити
Александра Колташова, стратег SVOEMEDIA
@alexandra_molodec
При поддержке Ирины Сорогиной
14 февраля 2020
Работая над сайтами и статьями для корпоративных блогов, мы боремся за внимание читателя и всеми силами стараемся его удержать. Нам важно не просто привлечь пользователя на сайт, а сделать так, чтобы он как можно дольше на нем оставался, изучал, добавлял в закладки и в итоге что-то покупал.
Мы будем очень рады, если вы процитируете наш материал, но обязательно укажите активную ссылку на него. Спасибо!
Работая над сайтами и статьями для корпоративных блогов, мы боремся за внимание читателя и всеми силами стараемся его удержать. Нам важно не просто привлечь пользователя на сайт, а сделать так, чтобы он как можно дольше на нем оставался, изучал, добавлял в закладки и в итоге что-то покупал.
Мы будем очень рады, если вы процитируете наш материал, но обязательно укажите активную ссылку на него. Спасибо!

Нравится людям — нравится поисковикам

Поисковики большое внимание уделяют тому, чтобы выдавать юзеру релевантный материал по его теме: они анализируют, какой из сайтов ответил на конкретный запрос пользователя. Сайты, которые справляются с этой задачей, ранжируются лучше.
Посмотрите факторы ранжирования от Backlinko при взаимодействии с пользователем
Как пользователь может показать, что ресурс ему не подошел: зайти на страницу и быстро закрыть ее (увеличивая показатель отказов), перебирать страницы выдачи, пока не найдет нужный сайт.

Также пользователь может подать поисковику сигнал, что сайт ответил на его вопрос: он может провести на нем много времени, посетить несколько страниц, вернуться на сайт через какое-то время или возвращаться периодически, дочитать материал до конца, перечитать его, может совершить со страницей какие-то действия (например, поделиться ею в соцсетях, добавить ее в закладки браузера, оставить комментарий, подписаться).
Яндекс.Метрика
Большинство этих метрик можно отслеживать в системах аналитики (например, в Яндекс.Метрике)
Стало проще и стало сложнее: выигрывают те, кто публикует качественные страницы, полезные для пользователя.
Что конкретно нужно учесть на сайте, чтобы пользователи вас полюбили?

Облегчите пользователю доступ к сайту

  • Во-первых, он в принципе должен попасть на сайт :)
Следите, чтобы сайт был доступен. Если потенциальные клиенты пытаются получить доступ к вашему сайту, а он не работает — ваша работа становится бесполезной.
  • Пользователь может зайти на сайт с любого устройства (с ноутбука, с планшета, со смартфона), и он должен корректно работать с каждым из них
Убедитесь, что ваш сайт адаптирован для разных устройств. Наличие и качество удобной мобильной версии напрямую влияет на ранжирование. Более того, некоторые компании работают по стратегии mobile-first — в этом случае мобильная версия сайта воспринимается как основная и даже разрабатывается первой.
Нормальная практика и правильная стратегия — создавать разные версии навигации для десктопной и мобильной версии сайта. Подумайте, как должно выглядеть меню в разных версиях. Добавьте кликабельные ссылки на телефон в мобильной версии.
  • Если для удобного пользования вашим сайтом важно определить географию пользователя — сделайте это сразу
Позаботьтесь о том, чтобы на виду была возможность сменить языковую версию, или уточните регион посетителя.
  • Пользователь не должен ждать
Максимально увеличьте скорость загрузки сайта (причем как в десктопной версии, так и в мобильной — у одного и того же ресурса будет разная скорость загрузки на разных устройствах).

Самый простой вариант проверить скорость загрузки сайта — воспользоваться специальными бесплатными онлайн-сервисами (например, PageSpeed Insights). Низкой считается скорость загрузки более 4 секунд, средней — до 3, высокой — до 2 секунд.

Попробуйте «разогнать» страницы. Чаще всего достаточно оптимизировать изображения.

Пользователю должно быть удобно

Когда мы заполучили посетителя, наша задача — не совершить обидных и дурацких ошибок, пока он даже не успел толком насладиться нашим потрясающим ресурсом.
  • Пользователь сразу понимает, где оказался
Зайдя на сайт, пользовать должен понять, о чем эта страница и где он вообще оказался, причем это должно быть понятно с первого экрана: логотип компании или название ресурса, понятное название (или оффер) страницы.
  • Пользователь может попасть с любой страницы сайта на любую другую страницу сайта привычным способом
Удобная навигация по сайту — одно из условий высокой конверсии. Вспомните сами себя: вы беситесь, когда не понимаете, как, например, найти контакты на сайте? То-то же, ваши клиенты тоже злятся. Судьба сайта во многом зависит от того, были ли соблюдены эти параметры при его создании, поскольку проект с неудобной навигацией не привлечет пользователей.
  • Все элементы меню должны быть видны и понятны для пользователя и доступны на любой странице сайта
Меню должно быть удобно расположено и в одном уровне должно быть не более 7-9 элементов. Навигация должна быть доступна на каждой странице, в том числе, при прокрутке, из любого раздела в тот, к которому он хочет получить доступ.
  • Должно быть понятно, как найти саму навигацию и что это именно она
Элементы навигации должны отличаться от основного контента, но в то же время — гармонировать с общим дизайном.
  • Одинаковые элементы интерфейса в рамках одного сайта
Стремитесь к тому, чтобы на каждой странице были одинаковые элементы: например, единая шапка и футер для всего сайта.
  • Привычные действия с привычными кнопками и элементами
Например, пользователи привыкли, что логотип располагается слева вверху и что при клике на него открывается главная страница. Или пользователи привыкли, что онлайн-чат обычно располагается справа внизу. Так и сделайте, не стоит изобретать велосипед — скорее всего, это негативно скажется на конверсии.
  • Уберите надоедливые поп-апы
Как минимум, отключите все автоматические всплывающие окна, которые раздражают вас самих. Если пользователи жалуются на какие-то из сообщений — прислушайтесь к ним! Отключайте без сожалений.

Когда вы заставляете человека отдать свой email, чтобы продолжать смотреть сайт, он может просто закрыть страницу (это не только увеличивает показатель отказов, но и этого клиента мы уже потеряли), или ввести ненастоящую почту, ухудшая тем самым bounce rate.

Мы сами грешили избыточными поп-апами, но в этом году скрепя сердце выключили их, улучшив показатель отказов.
Поп-апы в MadСats
Ната Заяц писала о наших поп-апах в MadСats, посмотрите
  • Не затрудняйте путь пользователя к целевому действию
Минимизируйте необходимость мозговой деятельности пользователя: может ли он быстро получить доступ к кнопке с призывом к действию? Если вы обещаете пользователю какой-то полезный чек-лист или демо-доступ — понятно ли, как его получить?
Обратите внимание, что все упомянутые сайты используют наши способы проявления любви к пользователю. Замечаете общее?

Пользователю должно быть интересно

Теперь нам нужно удержать его, помните? К сожалению, мало сделать сайт удобным — нужно предпринять действия, чтобы пользователь захотел остаться на сайте.
  • Каждая страница должна иметь четкую структуру
Любой текст воспринимается лучше, если он поделен на смысловые блоки. Сплошной, не структурированный контент вызывает боль и очень сильно не нравится пользователям.
Но не переусердствуйте.
Посетители сайта — не идиоты, они способны прочесть текст без картинки (а если нет — это точно те ребята, кого вы бы хотели видеть своими клиентами?). Не сопровождайте страницы избыточным количеством иллюстраций.
  • Ваш сайт должен быть красивым — это просто must have
Возможно, я избалована, но я натурально выбираю сайты по красоте. Если сайт мне не нравится визуально — я его закрываю. Так сложилось, что Россия — впереди планеты всей по части веб-дизайна. У многих компаний (и не важно, маленькие они или большие) — прекрасные сайты. Потому что красота стала требованием и она доступна, в том числе в этом есть заслуга Тильды.
  • Заведите полезный контент-проект
Контент-проект — собственное медиа, корпоративный блог — как раз может увеличить время пребывания на сайте, стимулировать посетителя продвинуться в воронке продаж и на каждом из этапов помогать пользователям (посмотрите наш каталог корпоративных блогов).

Кроме этого, медиа может помочь подготовить потенциального клиента к контакту с представителями компании: например, в статьях вы используете привычную вам понятийную базу, объясняете эти термины, и лид приходит уже «образованным». Статью мы пишем один раз, а удовольствие — надолго.

Основная задача корпоративного медиа — увеличить прибыль компании косвенными способами. Сначала завоевать доверие, а потом уже продавать.
Контент-маркетинг Svoemedia
Кстати, мы занимаемся именно этим — ведем и издаем корпоративные медиа
  • Используйте новые форматы
Мы постоянно ищем новые форматы, к которым пользователь еще не успел привыкнуть. Эффект новизны гарантирует повышенное внимание. Но как же «привычность», о которой мы говорили выше, и вот это все?

Нет-нет, мы не превращаем призыв к действию в красного слона вместо привычной кнопки. Мы говорим здесь о способах подачи контента, анимации, эффектных визуальных приемах.
Хулиганьте там, где это уместно — на ярком промо-сайте или в важной статье блога. Словом, где пользователь не упадет со стула от неожиданности, а будет ожидать что-то необычное.

Сопровождайте путь посетителя и общайтесь с ним

Включаем тяжелую артиллерию и проявляем еще больше любви к пользователю.
  • Подскажите, куда идти дальше
Разместите подсказки: куда перейти пользователю после того, как он изучил целевую страницу? Что посмотреть еще по этой теме?
  • Дайте возможность комментировать и отвечайте на комментарии
Понятно, что не нужно этого делать на коммерческой странице, но в блоге стоит добавить возможность оставлять комментарии. Задавайте вопросы и призывайте комментировать материал — дайте понять, что это очень важно для вас. Регулярно проверяйте комментарии, благодарите за них пользователя и продолжайте общение, побуждая к дискуссии.
  • Создайте раздел «Вопрос-Ответ» и пригласите посетителей задать вопрос
Опережайте вопросы пользователей — заведите раздел с вопросами и ответами о продукте или даже целый глоссарий по вашей теме (например, как это сделали мы — кстати, будем рады вашим вопросам). Разместите ссылку на страницу или раздел на видном месте. Это позволит снизить нагрузку на поддержку и положительно повлияет на органический трафик.
  • Пригласите пользователя следовать за вами в соцсетях и подписаться на рассылку
Важно, чтобы пользователь мог получать информацию так, как ему удобно. Например, мы делаем ежемесячный дайджест по почте (чтобы лишний раз не дергать читателей), а оповещения о каждом материале можно получать в социальных сетях.

И даже если что-то пошло не так — пользователь должен ощущать вашу заботу

Становимся космически любвеобильными.
  • Попросите пользователей сообщать об ошибках и исправляйте их
Это действительно работает. Как только мы на своем сайте предложили пользователям сообщать о проблемах, с которыми они сталкиваются при взаимодействии с сайтом — мы стали получать очень крутые сообщения, по делу, и сами бы на эти ошибки внимания не обратили. Кстати, вы тоже можете это сделать, мы будем благодарны :)
  • Сделайте страницу Ошибки (или 404, это одно и то же)
Пользователь может попасть на страницу, которой не существует. По каким причинам это может произойти? Например, вы создали тестовую страницу, она успела проиндексироваться, а потом ее удалили. Или на стороннем сайте установили неверную (битую) ссылку на ваш сайт. Или сам пользователь неправильно ввел адрес в браузерной строке. В любом случае у вас должна быть палочка-выручалочка, то есть вы должны предложить посетителю, что делать дальше.

Тестируйте и анализируйте форматы

Обязательно тестируйте и анализируйте форматы, которые предлагаете пользователю: что работает лучше и что придумать еще. Создайте две версии страницы и проведите A/B-тест.

Помните о том, что ваши действия должны быть экономически целесообразными. Например, если вы завели раздел «Вопрос-ответ», пользователи присылают вопросы, но по факту на них никто не отвечает или отвечает в личку (что только увеличивает нагрузку на техподдержку, а долгосрочного эффекта не имеет) — возможно, стоит скрыть его.

Дарите любовь пользователям, и тогда обрящете взаимность :)


Расскажите в комментариях, о чем мы забыли или поделитесь своим опытом — будем благодарны!
Мы составили чек-лист в Google Docs, чтобы вы ничего не забыли. Пользуйтесь, это бесплатно!
Чек-лист по юзабилити сайта
контент
дизайн
Иллюстрации: иконка для обложки — Freepik для Flaticon
Нужен свой контент-проект? Напишите нам
Тут подробнее о том, чем можем быть вам полезны✊
Это Саша Колташова и пёс Улисс. Саша будет отвечать за контент-стратегию
Было полезно? Интересно? Поделитесь мнением здесь и в комментариях :)
А в telegram — наша кухня от Саши Колташовой
ПОДПИШИТЕСЬ НА ТЕЛЕГУ
ПОДБОРКА
Полезное для тех, кто ищет подрядчика
Читайте также
Made on
Tilda