нашли баг? расскажите, что не так и на какой странице :)
Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Исследование себя, конкурентов, аудитории: заполняем бриф

Отвечаем на вопросы: кто делает сайт, кто делал до нас, для кого мы его делаем? И как использовать эту информацию?
Команда SVOEMEDIA
Последнее обновление: январь 2020
модуль 3
Мы уже разобрались в этапах разработки сайта на Тильде. В этом модуле мы поделимся нашим брифом и методом исследования аудитории и конкурентов.
Мы будем очень рады, если вы процитируете наш материал, но обязательно укажите активную ссылку на него. Спасибо!
Мы уже разобрались в этапах разработки сайта на Тильде. В этом модуле мы поделимся нашим брифом и методом исследования аудитории и конкурентов.
Мы будем очень рады, если вы процитируете наш материал, но обязательно укажите активную ссылку на него. Спасибо!

Исследование себя. Кто делает сайт?

Приступаем к самоидентификации. На этом этапе нам нужно четко понять, кто мы такие и какие данные у нас уже есть. Вопросы к себе на этом этапе носят более общий характер, подробнее о преимуществах и других нюансах будем говорить чуть позже.

Изучите бриф, который мы заполняем с клиентами, собирая базовую информацию о проекте. Особенно это будет полезно, если вы делаете сайт не для себя

Кроме общей информации вроде контактов и реквизитов, нужны ответы на следующие вопросы:

1. Когда планируется запуск проекта? Есть ли у вас жесткий дедлайн?
2. О чем вообще ваш будущий сайт?
3. Какой сайт будем делать, какой объем работ планируется? Будет ли это одностраничник, корпоративный сайт, личный сайт или портфолио, сайт для контент- или спец-проекта, интернет-магазин или что-то другое?
4. Из каких элементов и страниц будет состоять сайт (то есть предполагаемая структура)?
5. Есть ли продукт/услуга/особенность, на которой вы бы хотели сделать упор на сайте?
6. Почему возникла потребность в проекте? Если речь идет о редизайне, укажите это.
7. Какова география продукта/услуги/бренда, для которых создается сайт?
8. Какие требуются языковые версии сайта?
9. Какое ключевое действие человек должен совершить на сайте? Что вы ждете от клиента?
10. Откуда на сайт придут люди? С основного сайта, вы будете высылать ссылку точечно, давать рекламу на конкретных персонажей или надеетесь на органический трафик?

Вопросы о стандартизирующих документах:
1. Проводили ли вы исследования о рынке, аудитории, конкурентах? Закиньте все в одну папку и укажите ссылки на документы.
2. Есть ли у вас коммуникационная политика?
3. Есть ли у вас логотип, иные элементы айдентики или брендбук, требований которого стоит придерживаться?

Техническая информация:
1. У вас уже есть доменное имя? Требуется ли его подключение?
2. Если у вас уже есть аккаунт на Тильде, укажите email, на который он зарегистрирован.
3. Какие дополнительные возможности потребуются? Онлайн-оплата с сайта (ответьте ниже, есть ли у вас действующий договор с эквайрингом и онлайн-касса), регистрация корпоративной почты, интеграция CRM (ответьте ниже, какой именно), интеграция с другими сервисами (какими?).

Сразу указывайте в брифе реквизиты для размещения на сайте, юрлицо или физлицо, почту для связи в Политике обработки персональных данных, другие контакты — не откладывайте это.

Также для разработки могут пригодиться фото и видео в хорошем качестве, брендбук, лого, фирменные шрифты, презентации по продуктам — словом, все, что содержит правила визуального оформления или информацию о продуктах.

Заполните также краткое резюме после брифа — выводы.

Посмотрите наш бриф, на который можно опираться
В итоге мы получим документ, описывающий проект, и конкретный список основных задач. Их не обязательно решать срочно, но стоит перенести их в таймлайн — так вы точно ничего не забудете.

Исследование конкурентов. Кто делал до нас?

Кто такие конкуренты? Это те ребята, которые удовлетворяют ту же потребность, что и вы: продают похожий продукт, в той же географии, для той же аудитории.

Итак, разбираем по пунктам, в чем должна быть схожесть:
1) аудитория,
2) потребность / продукт,
3) география.
Конкуренты — это те, с кем вы делите одни и те же деньги. Покупают либо у вас, либо у них.
Например, вы хотите открыть интернет-магазин с товарами высокого качества для кошек в Москве.
Потребность аудитории: уход за питомцем.
Ваши конкуренты: магазины для кошек (1 — продают все, 2 — продают только премиум-товары), магазины для других животных, специалисты по какому-нибудь кошачьему премиум-уходу... Если они продают свои продукты или услуги в Москве — они ваши конкуренты.

Или вы собираетесь провести конференцию в Новосибирске для рынка e-commerce.
Потребность аудитории: узнать о трендах и новых инструментах рынка, получить новые связи, увеличить свой доход, применив полезные знания.
Ваши конкуренты: мероприятия по этой теме, онлайн-школы или курсы по этой теме, аналитики рынка... И не только в Новосибирске, если вы планируете привлекать участников, например, со всего региона.
С какими заблуждениями про конкурентов мы обычно сталкиваемся:
Заблуждение 1: «У нас нет конкурентов, потому что мы такие классные, что за конкурентов никого не считаем».
Здоровые амбиции — это всегда хорошо, но не стоит пренебрегать конкурентами и не обращать внимание на компании, делящие с вами один пирог. То, из-за чего вы не считаете кого-то способным с вами соперничать — это ваши преимущества и ваши отличия, но это не означает, что кроме вас больше никого нет, как и не означает, что вы не должны за ними наблюдать. Если они поумнее, то уже изучили вас вдоль и поперек и готовят ответный удар вашей уникальности.
Заблуждение 2: «У нас нет конкурентов, потому что ниша очень узкая и в ней больше никто не работает» или «Наш продукт такой уникальный, что никто больше до этого не додумался».
А кто из участников рынка закрывает ту же потребность, возможно, другим методом? По сути, вы делите с ними одну и ту же аудиторию. Не важно, начинающий ли это проект или проект, на ваш взгляд, «несерьезный». Если у них покупают ваши клиенты, то надо понять — почему.
Заблуждение 3: «У нас нет конкурентов, потому что мы их всех знаем и с ними давно дружим».
Однако все же есть компании, попадающие под определение ваших конкурентов? Если ваш рынок позволяет не враждовать с соперниками — это здорово, но главное, чтобы не в ущерб делу. Дружите, но изучайте и записывайте их в таблицу, о которой расскажем ниже.
Конкурент — это тот, кто работает на рынке, удовлетворяя ту же потребность у той же аудитории, что и вы. Партнер — это тот, кто работает на вашем рынке и для той же аудитории, но не удовлетворяет такую же потребность.
Бывают исключения. Например, если мы и другая студия продаем один и тот же продукт, но за разную стоимость и с разным подходом (читай для другой группы аудитории). В этом случае мы можем действительно стать «партнерами» и делиться клиентами.
Отмечу, что это не рекомендация :)
Кроме тех конкурентов, кого вы и так знаете, обязательно изучите поисковую выдачу (чтобы не пропустить слона) и посмотрите, кто продает то же самое в соцсетях. И то и другое делается по ключевым словам.

Например, для сайта реставратора антикварной и старинной мебели в Москве такими запросами могут быть «антиквариат», «старинная мебель», а остальные подсказки можно узнать, проверив их через Яндекс.Вордстат (расширьте этот список). Список подсказок также проверьте в Facebook, ВКонтакте, Instagram. Посмотрите, какие компании рекламируются по этим запросам и/или появляются в топ-10 Яндекс и Google.

Добавьте ваши находки в таблицу ниже.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить
Составьте сводную таблицу конкурентов и проанализируйте их по таким, например, вопросам:

— позиционирование;
— URL (адрес сайта);
— преимущества;
— основной призыв к действию;
— структура сайта;
— удобство сайта;
— продукты;
— их стоимость;
— какие этапы клиент проходит от знакомства до покупки;
— процесс покупки и оплаты;
— доставка;
— что происходит после покупки;
— как «удерживают» клиента, если он сомневается;
— как показана экспертность;
— сильные стороны;
— слабые стороны.

Также, если в процессе анализа вы сможете добыть (или у вас уже есть) какие-то файлы конкурентов, которые могут пригодиться, — зафиксируйте их. Это может быть коммерческое предложение или пример сметы, выступление на тематической конференции и т. д.

Сравните конкурентов с собой (первая колонка). Выделите, чем вы лучше? Что есть у вас, чего нет у них? Отметьте свои сильные и слабые стороны.
Можно ли менять/добавлять/убирать некоторые вопросы?
Да, конечно. Например, для уже упомянутого примера по конференции для e-commerce стоит рассмотреть дополнительные вопросы:
— каких экспертов привлекают конкуренты;
— какая у них программа;
— что входит в пакет участника;
— дополнительные бонусы.

Сколько должно быть конкурентов?
5-10 будет достаточно. Лучше возьмите меньше и обработайте их полностью, чем много и как попало.

Исследование аудитории. Для кого делается сайт?

Здесь следует вспомнить, что вы делаете продукт для клиента и в мире клиента. Кто ваша целевая аудитория? Чтобы определить ЦА, подумайте, что и от кого вам нужно. Например: «Научим кроить и шить творческих мамочек». Структура сайта будет зависеть в том числе от результатов исследования аудитории.

Изучите тематические форумы, почитайте комментарии, которые оставляют на сайтах конкурентов, погуляйте по профилям клиентов конкурентов в соцсетях.

Этот вопрос очень важный и сложный. Лучше всего устроить командный мозговой штурм, чтобы найти правильные вопросы для выделения групп аудитории.
Если вы в курсе о Методе персон, отметим: мы не очень хотим, чтобы вы привязывались к названиям методик (поэтому будем называть сегментированную аудиторию набором групп), чтобы вы не добавляли лишнюю информацию в исследование.
Как правило, вот так вот сходу нарисовать персону можно только если: а) делаешь персоны каждый день по долгу службы, б) просто повезло сразу попасть в точку. Обычно все готовые персоны, с которыми мы сталкиваемся при разработке, содержат много лишней информации. И чаще всего это не способствует более глубокому изучению персоны, а только путает, ведь это гипотеза (!), а мы бегаем и ищем мужчину-программиста 35 лет с айфоном и двумя собаками, совершающего пробежки по утрам. Не делайте так.
Вот какие вопросы мы считаем действительно важными при описании групп аудиторий в общем случае (набор этот может меняться):
В какой ситуации клиент интересуется продуктом?
Уровень экспертизы, опыт в теме (влияет на язык).
В чем сомнения при выборе? С какими сложностями сталкивается?
Какие вопросы задаст?
Чего ожидает от продукта?
Как ищет информацию?
А как делать? Как нарисовать классную табличку? Как понять, что может быть основой для сегментации, и как разделить аудиторию на группы, если не получается аналитически?

Пройдитесь по этим пунктам и опишите ваших покупателей по каждому из них. В итоге посмотрите, что у вас получилось, и подумайте: какой из этих признаков имеет значение, какой может быть основой для сегментации? Признак, определяющий сегмент, должен быть существенным. Выберите несколько действительно важных вопросов (вам не нужны все).

Вспомогательный шаблон — на первой странице таблицы исследования аудитории
После того как вы выделили признаки для сегментации, подумайте над группами аудитории. Выделяйте их творчески, давайте им яркие описывающие названия (второй лист шаблона про аудиторию).
Симбиоз данных конкурентного анализа и анализа аудитории станет основой для структуры будущего сайта.
Практика

Провести сбор информации, подумать и проанализировать:

1. Заполнить информацию о себе и зафиксировать все важные данные и материалы.
2. Проанализировать конкурентов и составить сводный список.
3. Проанализировать аудиторию и выделить группы.
comments powered by HyperComments
Хотите узнавать о новых модулях?
Понравилось? Делитесь с друзьями! Им полезно, нам — приятно
Подпишитесь в телеграм или по email
Заполняя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
нам нужна ваша куртка и мотоцикл — и вас переадресует на страницу с шаблоном
оставьте свою почту, чтобы получить шаблон (кроме этого, вам начнет приходить наш полезный дайджест — раз в месяц, не чаще)
нам нужна ваша куртка и мотоцикл — и вас переадресует на страницу с шаблоном
оставьте свою почту, чтобы получить шаблон (кроме этого, вам начнет приходить наш полезный дайджест — раз в месяц, не чаще)
нам нужна ваша куртка и мотоцикл — и вас переадресует на страницу с шаблоном
оставьте свою почту, чтобы получить шаблон (кроме этого, вам начнет приходить наш полезный дайджест — раз в месяц, не чаще)
Made on
Tilda