Кто должен быть в команде? Как организовать работу самостоятельно? Где искать людей? Зачем нужна редполитика? Как поставить ТЗ?
Шаг 7: Команда. Редполитика. ТЗ
КАК НАЧАТЬ ВЕСТИ БЛОГ
Контент-проект с командой
В каком случае стоит задуматься о командной работы прямо со старта? Если у вас нет времени на работу над контент-проектом или нет необходимых навыков, или если у вас весьма амбициозные цели по масштабному запуску, и при этом есть бюджет на внешних специалистов. Ваша команда может выглядеть так:
1
Стратег или контент-директор
Отвечает за весь контент в целом, руководит всеми процессами и отвечает за достижение поставленных целей.
2
Редактор
Редактор отвечает за тексты. Сам он может ничего не писать, его задача — ставить задачи авторам, контролировать рабочую группу, редактировать материалы и проверять их на соответствие общей стратегии.
3
Авторы и корректор
Авторы пишут статьи для блога. Также это может быть директор компании, руководители отделов, эксперты и сотрудники компании, которые сами пишут материал или дают интервью. Корректор вычитывает материалы перед публикацией (проверяет на ошибки).
4
Создатели контента
Это дизайнеры, иллюстраторы, верстальщики статей на сайт, в зависимости от форматов контента вашего проекта, список может быть расширен, например, для видео-контента потребуются оператор, монтажер, ведущий.
Не обязательно нанимать всех перечисленных участников команды. Что важно:

— Должны выполняться функции этих членов команды на соответствующих этапах создания контента.
— Кто-то должен отвечать за реализацию контент-стратегии в целом, координировать и контролировать внешних специалистов.
— Совсем без участия сотрудников компании в создании контента, скорее всего, не обойтись.
Составьте список функций, которые можно распределить внутри команды:
Стратегия
Составление и обновление контент-плана, контроль показателей
Написание статей
Подготовка тем, написание статей, редактура, SEO, корректура
Подготовка иллюстраций
Разработка и соблюдение стайл-гайдов, подготовка иллюстраций для конкретных материалов
Верстка и наполнение сайта
Верстка, публикация материалов, технические вопросы
Продвижение
PR, работа с партнерами и внешними авторами, модерация комментариев
Интернет-марктетинг
Реклама в поиске, в соцсетях, дистрибуция (посевы) на некоммерческой основе
Если позволяет бюджет, контент-проект можно полностью отдать на аутсорс, поручить создание контент-стратегии и ее реализацию агентству (например, нам). Контролировать агентство может тот, кто отвечает в компании за маркетинг в целом.

Можно ограничиться консультацией интернет-маркетолога с более узкой специализацией в области контент-маркетинга. Он поможет со стратегией, проанализирует текущую ситуацию, подскажет, что можно скорректировать по ходу.

Еще вариант — нанять редактора, он будет отвечать за проект в целом, обеспечивать регулярность выпуска материалов, работать с авторами внутри компании, при необходимости привлекать внешних авторов.

То есть структура может быть подвижной.
Делаем все сами. Сервисы для работы команды
Контент-проект, реализованный самими сотрудниками компании — это, пожалуй, лучший вариант. Не обязательно заставлять сотрудников писать статьи, можно просто поговорить с ними по телефону или скайпу. Можно составить список вопросов, попросить ответить письменно. На этой основе получится действительно интересный, экспертный и живой материал.
«У вас может быть самая качественная, увлекательная и эффективная программа контент-маркетинга в мире. Но без участия в ней сотрудников она если и не провалится, то не будет столь успешной, как хотелось бы»
Роберт Роуз, Джо Пулицци. Управление контент-маркетингом. Практическое руководство по созданию лояльной аудитории для вашего бизнеса
Тут может возникнуть другая проблема — как замотивировать сотрудников участвовать в создании контента. Прежде всего необходимо объяснить, для чего все это, какие выгоды для компании может принести контент-проект, а также можно придумать систему мотивации для создателей контента. Это не обязательно материальное вознаграждение. Например, авторы блога Coolfront, победителя Content Marketing Awards 2016, пишут статьи за еду и развлечения.
Организовать работу по созданию контента своими силами помогают специальные сервисы
Есть сервисы для профессиональных редакций, например, Setka Workflow или Worksection. Небольшая команда может обойтись минимальным набором инструментов:

Google Документы — для создания и редактирования материалов.
Trello — для постановки задач и контроля сроков.
Телеграмм, Slack или другой мессенджер — для коммуникации и оперативного решения вопросов.
Пример
Вот как может выглядеть редакционный процесс в Трелло.

Мы пользуемся именно Трелло: и в большой разработке, и в подготовке статей, и в текущей поддержке сайтов.
Где искать исполнителей и сколько это стоит
Если вы все-таки поняли, что без внешних авторов не обойтись, и вы готовы выделить на все это бюджет, то искать их можно следующим образом:
1
Погуглить блоги на вашу тематику
Связаться с их авторами и предложить создавать контент для вас.
2
Наверняка вы следите в социальных сетях за экспертами в вашей области
Предложите сотрудничество тем, чьи посты вам нравятся.
3
Сделайте на вашем сайте страницу «Стать автором»
Если у вас уже есть тематический трафик, то вполне можно найти специалиста именно таким способом.
Сайты и группы в соцсетях
Вот примеры ресурсов, где можно найти авторов, дизайнеров и других специалистов, которые могут понадобиться для реализации контент-проекта:
Биржа Главреда помогает найти корректоров, авторов, редакторов и издателей для сайтов, рассылок и СМИ
http://vdhl.ru/, http://good-people.pro/ — Вакансии для хороших людей. Можно опубликовать вакансии в области медиа, дизайна, маркетинга, рекламы, IT и т.д.
https://mediajobs.ru/ — можно размещать вакансии и просматривать резюме
http://distantsiya.ru/ — сайт для размещения удаленных вакансий
https://remote-job.ru/ — есть база резюме и возможность разместить вакансии
http://www.kadrof.ru/ — биржа фрилансеров и вакансии
https://hh.ru — один из самых крупных сайтов по поиску работы и сотрудников
Группа Биржи проектов и задач «Нетологии» — можно публиковать вакансии, стажировки для студентов и выпускников университета интернет-профессий «Нетология»
http://galima-hr.ru/ — вакансии в сфере креативных индустрий
Работа в SMM — вакансии и поиск работы, связанной с Social Media
НА_УДАЛЕНКЕ — размещение предложений об удаленной работе
ДавайПиши — сообщество для предпринимателей, копирайтеров, авторов статей, редакторов, фрилансеров, можно размещать вакансии
ИЩУ_ДИЗАЙНЕРА — крупное сообщество с объявлениями о поиске дизайнеров
Удаленная работа: вакансии и фриланс — поиск удаленных сотрудников
Вакансии в PR и Digital — группа для публикации интересных вакансий в PR и Digital
Работа PR и Marketing — работа для специалистов PR и маркетинг и соискатели, которые могут на нее претендовать
Чтобы представлять, каким бюджетом нужно располагать для регулярного производства контента, приведем пример затрат. Предположим, что вы планируете выпускать 4 статьи для блога в месяц. Вот из чего может складываться месячный бюджет:

Работа редактора — от 20 000 Р. до 60 000 р.
Работа авторов — от 10 000 р. до 30 000 р.
Работа дизайнера (иллюстрации и вёрстка) — от 10 000 р. до 20 000 р.
Продвижение (посевы в соцсетях) — от 5 000 р. до 10 000 р.
Итого:

от 45 000 р. до 120 000 р. в месяц
На первоначальном этапе есть смысл вложиться в хороших внешних авторов. Качественный контент привлечет аудиторию, а дальше — вполне возможно, что авторы и эксперты сами придут на вашу площадку, будут готовить материалы условно бесплатно, за доступ к нужной им аудитории.
Руководство по созданию контента
Обычно правила создания контента закрепляют в специальных документах: редполитике, брендбуке, руководстве по стилю, отдельных инструкциях. Все документы разные: где-то больше внимания уделено текстам, где-то — дизайну, где-то — техническим моментам. Нет смысла разрабатывать все эти документы, все зависит от специфики вашего контент-проекта и ваших потребностей.

Если в вашем контент-проекте много участников, можно разработать единое руководство по созданию контента. Оно помогает производителям контента понять стандарты для каждого типа контента, правила использования терминов, форматирования текста и т.д. В руководстве даны рекомендации, как создавать контент от имени компании — как сделать так, чтобы это был не голос конкретного создателя контента, а голос компании.
Обычно руководство по созданию контента отвечает на следующие вопросы:
— Какие типы контента ваша организация создает?
— От чьего имени ведется блог?
— Каков тон блога?
— Каковы стандарты форматирования (заголовки, шрифты, отступы)?
— Как подготовить контент к публикации?
— Каковы рекомендации по написанию текстов?
— Какова основная мысль (идея, месседж), которая должна присутствовать во всем контенте?
— Как использовать логотип компании и изображения?

Руководство — это живой документ, который можно менять и дополнять по мере необходимости.

Мы подготовили шаблон руководства по созданию контента. Не обязательно оставлять все пункты шаблона, исходите из ваших потребностей.
Примеры
Чтобы вам было легче составить свое руководство, можете посмотреть примеры подобных документов в российских и зарубежных компаниях:
Как составить техзадание
Если у вас небольшая команда, и вы разово привлекаете сторонних специалистов, то делать подробное руководство по созданию контента не обязательно. Можно ограничиться техническим заданием. Обычно исполнители сами выясняют нужную информацию, просят заполнить бриф, но если вы заранее четко сформулируете задачу, то исполнитель будет вам только благодарен.

В техническом задании желательно не просто описать задачу, но и дать вводные данные: информацию о компании и целевой аудитории.

А это примеры из нашей практики. Вот как мы в Svoemedia ставим задачи исполнителям:
Образец форматирования статьи с ТЗ для дизайнера по подбору обложки и иллюстрации
Инструкция по верстке

Мы сделали шаблоны техзаданий для автора и дизайнера, которые можно адаптировать под свои задачи:

Шаблон ТЗ автору
Шаблон ТЗ дизайнеру
Что запомнить и сделать
Документы
К оглавлению
Шаг 3: Аудит существующего контента
Задать вопрос
Made on
Tilda